Что такое нетворкинг и как правильно заводить полезные знакомства

Способность заводить связи — жизненно важный навык в современном профессиональном мире. Он помогает людям устанавливать ценные связи и открывать двери для новых возможностей.

Нетворкинг — это прогрессивный способ построения деловых связей. Простыми словами — умение заводить знакомства с нужными людьми для развития карьеры и бизнеса. К людям, которые входят в число ваших знакомых, можно без проблем обратиться за консультацией, предложить свои услуги или товары.

Нетворкинг поможет решить рабочие задачи и пригодится в обычной жизни. Он сработает, если вы ищете:

  1. Единомышленников. Например, начинающий селлер на маркетплейсе ищет других продавцов, с которыми можно обсудить последние обновления оферты и другие новости площадок.
  2. Наставника — человека, который будет помогать и подсказывать на новом этапе. Например, если нужно открыть магазин одежды, полезно обращаться к тому, кто уже это делал.
  3. Инвестора. На мероприятиях для бизнес-знакомств часто есть люди, готовые вложиться в интересный проект.
  4. Бизнес-партнера. Нетворкинг построен на общении, поэтому можно хорошо узнать собеседника. Люди с общими целями и взглядами часто запускают совместные проекты.

Плюсы и минусы нетворкинга

Плюсы

Можно найти кого угодно: клиентов, партнеров, инвесторов — есть специальные мероприятия, на которых находят человека под конкретный запрос.

Обмен опытом — участник должен не только брать знания, но и отдавать их, это правило. Если с кем-то познакомились, будьте уверены: это будет полезно.

Поддерживающая среда — участники могут стать друзьями и будут помогать советами в трудные времена.

На нетворкингах можно рассказать о собственной компании большему количеству людей — так ваш бренд будут чаще узнавать.

Минусы

Не каждая встреча даст ощутимый результат.

Нужно уметь отдавать — придется потратить время и ресурсы, чтобы помочь другому человеку в ответ.

Неискренние отношения — люди могут искать полезные контакты только для работы и просить помощи, но не готовы давать что-либо взамен.

Как перестать бояться нетворкинга

Страх перед нетворкингом может быть связан с социальной тревожностью, неуверенностью в себе, боязнью отказа и отсутствием опыта. Все это реально преодолеть с помощью практики, которую можно постепенно усложнять. Для этого начните с простых задач: задавайте вопросы спикерам, участвуйте в небольших групповых обсуждениях, знакомьтесь с людьми, которые готовы к взаимодействию — например, стоят у стенда компании на форуме. Постепенно вы поймете, какие приемы и фразы работают лучше, а каждый контакт будет подкреплять вашу уверенность в своих силах.

Иногда нетворкинг не оправдывает ожиданий, даже если вы хорошо подготовились. Чтобы вы не разочаровались в инструменте после первого же мероприятия, собрали для вас возможные негативные сценарии. Такое может случиться и расстроить вас, но это редкость:

  • участник невежливо себя ведет — например, грубит на мероприятии. Часто на помощь в таких случаях приходят модераторы, но иногда придется выкручиваться самостоятельно;
  • участник «охотится» за контактами — иногда на нетворкинг попадают люди, которые пришли познакомиться с известными предпринимателями и хотят извлечь из этого выгоду. Обычно они назойливые и пытаются втереться в доверие. Это быстро вскрывается, но оставляет неприятный осадок;
  • участнику тяжело привлечь внимание — если на конференции или вебинаре соберется много человек, вы можете не добраться до интересного собеседника. В этом случае поможет дополнительная подготовка, например можно составить список людей, с кем вы точно хотели бы пообщаться на этой встрече;
  • вокруг собрались участники из конкурентных компаний — люди не готовы знакомиться с теми, с кем может быть конфликт интересов;
  • участник не поддерживает дальнейшую связь — вы познакомились с человеком, а это ни к чему не ведет. В нетворкинге важна не только первая встреча, но и поддержание отношений.

Если чувствуете, что встреча не задалась, уйдите с нее и попробуйте посетить другую. Нетворкинг — это навык, который можно развивать постоянно. Даже негативный опыт нетворкинга может принести пользу, если анализировать его и извлекать из него уроки.

С чего начать и как получить максимум от нетворкинга

В интернете нетворкинг делят на разные виды: оперативный, личный, стратегический, а еще подразделяют на позитивный, негативный и смешанный. Такая классификация не помогает налаживать связи и выбирать для себя формат.

Чтобы точнее определить, как предпринимателю взаимодействовать с людьми, нужно опираться на свой уровень нетворкинга. Всего их три. На каждом разные цели:

  • первый, или начальный, уровень — завести максимум знакомств;
  • второй, или средний, уровень — найти партнеров и целевые коммуникации;
  • третий, или продвинутый, уровень — поддерживать знакомства и растить контакты в комфортном темпе.

Главное

  1. Нетворкинг — это инструмент для поиска и построения деловых отношений.
  2. С его помощью можно решать бизнес-задачи: искать партнеров, инвесторов, поставщиков или сотрудников.
  3. Всего есть три уровня нетворкинга. Перед началом нужно определить, на каком вы уровне находитесь, а потом подбирать подходящий формат.
  4. Для нетворкинга можно различные форматы. Например, вступать в бизнес-сообщества, ходить на выставки или общаться в чатах предпринимателей.
  5. Чтобы подготовиться к нетворкингу, нужно поставить цель и написать самопрезентацию.

Врач-гигиенист (заведующий отделом)

отдела гигиены

Д.В.Осипенко

Популярные теги :