Девиантное поведение подростков одна из значимых психолого-педагогических проблем. В современном мире мы всё чаще наблюдаем негативное, аморальное поведение молодежи. С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением.

Так что же понимают под девиантным поведением?
Девиантное поведение – совокупность действий и поступков, отклоняющихся от правил и норм, принятых обществом. Проявлениями девиации могут быть: агрессивность, лживость, воровство, фобии, депрессия, тревожность, бродяжничество. Также к числу девиантных нарушений относятся различные зависимости (никотиновая, алкогольная, наркотическая) и суицидальное поведение.
Причины девиантного поведения подростков делятся на две большие группы – социальные и физиологические. К группе социальных причин относятся:
- неполные семьи. Одному родителю сложнее сформировать здоровые отношения со своими детьми, показать им образец адекватных отношений с противоположным полом. Кроме того, один родитель, воспитывая ребенка, часто требует слишком сильного подчинения, послушания, не додает ребенку внимания и участия.
- конфликтные или асоциальные семьи. На незрелую психику негативно влияют не только алкоголизм родителей и девиантное поведение, но и бытовые ссоры и отсутствие взаимопонимания между членами семьи;
- ошибки учебно-воспитательного процесса. В воспитании подростка важную роль играют не только родители, но и школьные учителя. Неумение наладить контакт с ребенком, вовлечь его в образовательный процесс нередко приводят к развитию девиации.

Физиологической основой отклонений служат:
- особенности переходного возраста – под воздействием гормонального всплеска в организме происходит созревание некоторых отделов головного мозга и формирование ряда психических функций высшего типа, в результате которых у ребенка происходит обострение черт характера и появление асоциальных поступков;
- патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
- отягощенная наследственность. Некоторые патологические состояния могут передаваться по наследству. Таким образом, у подростка выше риск девиантного поведения, если его родственники страдают от алкоголизма, умственной отсталости или имеют антисоциальные черты характера.

Зачастую причиной формирования девиантного поведения становится сочетание биологических и социальных факторов.
Симптомами отклоняющегося от норм поведения в детском и подростковом возрасте могут быть: повышенная агрессивность, конфликтность, жестокость, склонность к насилию, к обманам, депрессия, замкнутость и стремление самоизолироваться от общества, смена настроения, нарушение пищевого поведения, нежелание заниматься учебой, отсутствие мотивации и волевых способностей, игровая и другие зависимости, частая смена увлечений, склонность к бродяжничеству, фобии, тревожность, асоциальные контакты, склонность к истерикам, вспышкам агрессии или подчеркнутому равнодушию.
В отдельных случаях на почве депрессии ребенок может проявлять аутоагрессию, совершить попытку самоубийства. Кроме психологического девиантного поведения, отклонения проявляются на физическом уровне. Подростки могут жаловаться на головные боли, нарушение сна и аппетита, перепады артериального давления. На фоне патологии может увеличиться или уменьшиться масса тела, нарушается работа иммунной системы.
При отсутствии своевременной коррекции девиации превращаются в образ жизни. Это одна из основных причин вовлечения подростков в противоправную деятельность, развития алкогольной и других зависимостей.

Диагностикой девиаций занимается клинический психолог и психиатр. Для выявления отклонений проводится беседа с пациентом, оценивается его эмоциональное состояние, поведенческие реакции. Специалист по работе с девиантным поведением также общается с родственниками и другими людьми, которые тесно взаимодействуют с подростком. Выявить нарушения поведенческих реакций позволяет специальное психологическое тестирование. Кроме психологической диагностики, пациенту назначают консультацию невролога, педиатра и других профильных врачей.
Профилактика девиантного поведения подростков по большому счету сводится к раннему выявлению признаков регулярных поведенческих девиаций – проблем с учебой, патологий внутрисемейных отношений. Здесь немаловажное значение имеет внимание и бдительность не только со стороны родителей и близких родственников, но и друзей, и школьных педагогов, и даже соседей.
Молодые люди наделены гибкими приспособительными механизмами, поэтому проводимые комплексные реабилитационные и коррекционные мероприятия приносят благоприятный результат, за счет чего лечение поведенческих отклонений имеет хорошие положительные прогнозы. Тяжелому лечению поддается развитие девиаций из-за неврологических или психотических заболеваний.
Лучшей профилактикой девиаций является здоровая атмосфера в семье, ощущение нужности подростком, помощь и поддержка близких.

Рекомендации родителям по эффективному взаимодействию с детьми
- Заинтересованность и помощь. Родительская поддержка порождает доверительные отношения между детьми и родителями и влечет за собой высокую самооценку подро стков, способствует успехам в учебе и нравственному развитию. Недостаточная родительская поддержка, наоборот, может привести к низкой самооценке ребенка, плохой учебе, импульсивным поступкам, слабой социальной адаптации, неустойчивому и антиобщественному поведению.
- Способность родителей слушать, понимать и сопереживать. Неспособность родителей к эмпатии (сопереживанию), отсутствие у них эмоциональной восприимчивости и понимания мыслей и чувств ребенка могут привести к развитию равнодушия и у ребенка. Уважение к подростку, общение родителей с ним способствуют установлению гармоничных отношений в семье.
- Любовь родителей и положительные эмоции в семейных отношениях связаны с близостью, привязанностью, любовью, восприимчивостью; члены семьи при этом проявляют взаимную заинтересованность и отзывчивость. Если же в семье преобладают отрицательные эмоции, то наблюдается холодность, враждебность, отторжение, что может привести либо к преобладанию у ребенка потребности в любви (во взрослом возрасте), либо к формированию у него замкнутости, холодности, неспособности выразить свою любовь к близким людям, в том числе и к детям.
- Доверие к ребенку. Недоверие к детям, как правило, свидетельствует о том, что родители проецируют на них свои собственные страхи, тревоги или чувство вины. Неуверенные в себе родители (или пережившие определённые трудности в прошлом) больше других склонны бояться за своих детей.
- Личный пример родителей: способность подать хороший пример для подражания; следовать тем же принципам, которым учат детей. Так как процесс идентификации у подростков отчасти протекает в семье, те из них, кто гордится своими родителями, как правило, чувствуют себя достаточно комфортно в окружающем мире.
- Интересуйтесь с кем общается ваш ребенок. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка, и они должны быть согласованы родителями между собой. Правил, запретов не должно быть слишком много. Родителям необходимо растолковать, по какой причине введен тот или иной запрет. Требования лучше предъявлять в виде совета, просьбы, рекомендации, реже – приказа, распоряжения.
- При общении с ребенком недопустима агрессия во всех ее проявлениях: грубость, унижение, злость, ненависть. От опыта общения ребенка в семье зависит его будущее. Как общались с ним в семье, так став студентом, ребенок будет общаться с преподавателями, сокурсниками, а позже с будущим работодателем и клиентами.
- Не оставляйте без внимания любые резкие изменения в состоянии и поведении ребёнка (утрата интереса к любимым занятиям, внезапное снижение успеваемости, неряшливость, отдаление от близких, уход в себя, склонность к риску и т. д.). Может быть, ребёнку нужна помощь специалистов.

Воспитание детей, социально зрелой личности, человека, одна из самых сложных задач, которая стоит перед родителями. Каждый ребенок, каждая личность неповторима и требует индивидуального подхода, каждая семейная ситуация уникальна. Тем не менее, именно человек владеет самым широким многообразием методов воспитания, способов межличностного взаимодействия и волен самостоятельно принимать решения. Конечно, существуют врожденные личностные особенности, разумеется, социум в целом оказывает влияние на подростка, однако именно семья имеет наибольшее количество и разнообразие способов воздействия на формирующуюся личность, а главное – именно благодаря семье успех в профилактике девиантного поведения среди детей возрастает.
Самое прекрасное в мире зрелище – это ребёнок, уверенно идущий по дороге жизни, после того как вы указали ему путь. (Конфуций)
Психолог, социолог
отдела общественного здоровья и
социально-гигиенического мониторинга
Е.А.Шамбовская