Школьные годы – это важный период в жизни каждого человека, которого избежать просто невозможно. Все дети относятся к школе по-разному: одни дети любят получать новые знания, заводить новых друзей, другим нравится общественная часть школьной жизни, а у третьих вообще нет никакого желания учиться.
Чтобы разобраться, почему вдруг у ребёнка пропало всякое желание получать новые знания в школе, нужно найти причину такого поведения:
- Сложности в учебе, непонимание материала. Например, ребенок не усвоил тему особенно после каникул или болезни. Возникает эффект снежного кома. Каждый последующий урок все больше угнетает школьника, ведь он просто ничего не понимает.
- Отношения в классе. Буллинг со стороны одноклассников часто становятся причиной нежелания идти в школу.
- Стресс и физическая усталость. Причина может крыться на поверхности: недосып, утомляемость в школе, перегрузка. Часто с этим сталкиваются дети, чьи графики расписаны по минутам.
- Отсутствие мотивации. Школьник не понимает, что он делает в классе и как пригодиться ему в будущем выученный материал.
- Проблемы со здоровьем. Если ребенок вял, апатичен, часто жалуется на головные боли, болезненные ощущения в других частях тела, головокружения и другие атрибуты плохого самочувствия – стоит показать его врачу. Дело может быть не столько в учебе, сколько в том, что у школьника в принципе нет сил серьезно заниматься чем бы то ни было. То же касается серьезных стрессовых ситуаций.
Ребенок может терять тягу к учебе постепенно и буквально за полгода скатиться в успеваемости. Лучший способ узнать, что послужило катализатором – это поговорить со школьником по душам.
Таким образом, если у ребенка пропал интерес к учебе, то для начала неплохо будет разобраться, какая из перечисленных выше причин, с большей степенью вероятности, спровоцировала нежелание учиться у ребенка. Если Вы подозреваете наличие у него проблем со здоровьем – обязательно отведите его к врачу. Возможно, причина окажется в каком-то заболевании, и своевременная диагностика поможет вылечить его быстрее и эффективнее. Возможно, дело будет в нехватке каких-либо микроэлементов, и прием соответствующих препаратов вернет ребенку энергичность, хорошее самочувствие, интерес к учебе и жизни.
Если школьник пережил серьезный стресс, который мог оказать сильное влияние на его психологическое состояние – имеет смысл сводить его к психологу. Психологические травмы, как и физические, лечатся быстрее, когда их не запускают. Кроме того, это может быть еще и профилактикой развития психосоматических заболеваний.
В контексте других причин того, что ребенок не хочет учиться, будет полезно соблюдать следующие универсальные советы:
- В открытом разговоре выяснить, почему ребёнок отказывается учиться. Проанализировать названную им причину и по возможности устранить её.
- Объяснить, что школа – это обязательная ступенька в социальной лестнице, которая в дальнейшем позволит оказаться на её верху. Без неё не станешь тем, кем мечтаешь, и не добьёшься успехов.
- Постоянно приводить в пример известных людей, которые в детстве любили школу, были отличниками и теперь многого достигли.
- Не возлагать на ребёнка слишком большие ожидания, которые ему не по плечу. Если он не справляется со школьной программой, есть смысл сосредоточить его силы на чём-то одном. Главное – вызвать интерес.
- Создать ситуацию успеха. Когда ничего не получается, то, соответственно, и делать ничего не хочется. Но, как только будет виден конкретный результат, он может вдохновить на дальнейшие подвиги.
- Хвалить за любую мелочь, поддерживать идеи и стремления, стараться зацепиться хоть за что-нибудь, что у него получается.
- Исключить или хотя бы минимизировать из его жизни факторы, убивающие всякую мотивацию к учёбе.
- Поговорить с учителем. Увидеть ситуацию с его стороны. Выработать общий алгоритм действий (не давить на ребёнка, давать ему возможность отдыхать, восстанавливаться).
- Создать в семье благоприятную психологическую атмосферу, установить с ребёнком доверительный контакт.
- Если ничего не получается, не стесняться обращаться за помощью к специалистам.
Психолог, социолог отдела общественного здоровья и
социально-гигиенического мониторинга
Е.А.Шамбовская